7 декабря — день памяти священномученика Евграфа Еварестова
7 декабря 2020
7 декабря удивительным образом совпадает память святой великомученицы Екатерины и священномученика Евграфа Еварестова. Настоятель Воскресенского кафедрального собора в Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был расстрелян чекистами в 1919 году. Предлагаем читателям нашего сайта рассказ о священномученике Евграфе, икона которого находится в иконостасе нашего храма.
Евграф Еварестов закончил Самарскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию. С 1885 года проживал в Уфе. Через два года был рукоположен в сан диакона, а затем иерея. Со дня хиротонии и до самой мученической кончины отец Евграф служил в уфимском Воскресенском кафедральном соборе (в 1900 году он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем собора).
Помимо этого, он много преподавал, занимался просветительской деятельностью. В течение 30 лет был преподавателем и членом правления Уфимской духовной семинарии, руководил жизнью церковно-приходских школ вначале Уфимского уезда, а затем и всей епархии (1900—1905 гг.). Он писал многочисленные исторические и богословские статьи (недаром наречен был именем Евграф – от греч. eu – хорошо и grapho – писать), совершал миссионерские поездки по епархии, был неутомимым проповедником и ярким полемистом…
В книге «Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время», рассказывающей об одном из крупнейших богословов прошедшего столетия, один из разделов посвящен его архипастырскому служению в Уфе (1900-02 гг.). Вот как описывается его приезд туда: «Уфа встретила своего архипастыря радостно и тепло, что произвело на владыку самое отрадное впечатление. Свою радость уфимская паства удачно сумела выразить в искреннем приветственном слове почтенного кафедрального протоиерея Уфимского собора и преподавателя местной духовной семинарии о. Евграфа Еварестова…»
Позднее, в одной из своих речей, произнесенных в Уфимской духовной семинарии, владыка Антоний сказал: «Да будут слова нашего исповедания: «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» — не словами только, а делом нашей жизни. Надо любить свой приход, любить свой край, свое отечество, его Престол, но превыше всего любить и восторженно чтить Святую Церковь…». Эти слова словно сказаны об отце Евграфе, посвятившем свою жизнь служению Святой Церкви, а в дальнейшем — защите ее от богоборцев.
Супруга отца Евграфа, Анна Васильевна, была также из священнической семьи. С детства она была музыкально одаренной, серьезно занималась игрой на фортепиано. Всего у отца Евграфа и матушки Анны родилось пятнадцать детей (трое умерли во младенчестве). Практически всем детям (а как мы знаем – и правнуку) передались музыкальные способности. Анна Васильевна много занималась с ними, устраивала семейные музыкальные вечера, фортепианные концерты.
… В годы гражданской войны Уфа несколько раз занималась то Красной, то Белой армией. Летом 1918 года белогвардейцы в очередной раз освободили город от большевиков. Уфимское духовенство встречало их хлебом-солью. В Вознесенском кафедральном соборе ежедневно служились благодарственные молебны и молебны о спасении Отечества. По всем приходам Уфы был объявлен сбор денег, одежды и белья для нужд Белой армии. Отец Евграф с матушкой Анной активно участвовали в «Белом деле», собирали пожертвования, помогали раненым. Отец Евграф стал членом просветительского Восточно-Русского общества, созданного под эгидой народной армии Колчака.
Затем красные вернулись. Горожане стремительно стали покидать Уфу, вслед за отступающей армией Колчака уехало почти все духовенство. Четыре сына отца Евграфа пошли служить в армию Колчака. С белым войском покинули Уфу две дочери — одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая — замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
Дочь отца Евграфа Анна впоследствии вспоминала: «Помню, что многие священники уезжали, и уехали все из собора, а папа отказался уезжать категорически… и службу вел один. В Духов день, когда он служил, я увидела, что алтарь был раскрыт, а папа стоял на коленях и молитвенно поднимал руки, а по щекам его текли слезы, верно, он чувствовал, что это его последние дни».
18 ноября 1919 года в одноэтажный деревянный домик рядом с собором, где жила семья священника, ворвались с черного хода красноармейцы-латыши и сразу же начали обыск. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии. 62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. Потом увели его с собой и оставили под арестом в здании Уфимского губернского дома принудительных работ.
Через несколько дней отца Евграфа привели в Особый отдел при Реввоенсовете Восточного фронта. Заведующий следственной частью составил на него «обвинительное заключение».
Вот буквально как оно звучало:«…гр. Евграф Еварестов обвиняется: 1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается, ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного общества течения Колчака, что являлось определенной агитацией в пользу Колчака и затемнением народных масс, которые он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвованиях на Народную Армию…; 4) участник сборов разного имущества, как-то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесшего много вреда и способного его приносить, предлагаю его расстрелять».
Приговор был приведен в исполнение, по разным данным, 7 или 8 декабря 1919 года. Считается, что отец Евграф был расстрелян где-то за уфимским Сергиевским кладбищем. Священника вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу…
Супруга батюшки, Анна Васильевна, была арестована через три дня после ареста отца Евграфа. Красные обвинили ее в «содействии сбору денег на нужды Народной армии, в родственных связях с белыми, в злостно-умышленных показаниях». 30 ноября ей был вынесен приговор: «заключить в концентрационный лагерь на все время гражданской войны без права амнистирования, имущество конфисковать, детей передать в социальное обеспечение».
Заботу о семье взяла на себя старшая дочь Еварестовых Александра. Вместе с двумя своими детьми и семью малолетними братьями и сестрами в декабре 1919 года в 40-градусный мороз она была отправлена в ссылку в Катав-Ивановский завод Уфимской губернии. Весной 1920 года семье было разрешено вернуться обратно в Уфу, в свой дом. Анна Васильевна была отправлена в лагерь. Там в ноябре 1919 года она перенесла сыпной тиф. После этого возобновился туберкулез, полученный в тюрьме. Тяжелобольную матушку выпустили домой, где она через два года тихо скончалась…
А самому Воскресенскому собору большевиками была уготована та же участь, что постигла тысячи храмов по всей Руси: в 30-х годах он был взорван. На его месте появился стадион, затем и он был снесен и там построен театр. Так и стоит по сей день театр в центре Уфы на этом святом, омытом кровью месте…
В 1999 году протоиерей протоиерей Евграф Еварестов был прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии. А год спустя Архиерейским Собором Русской православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания.