Во вторую неделю Великого Поста отец Георгий сослужил в Богоявленском Соборе
2 апреля 2013Во вторую неделю Великого Поста, посвященную памяти святителя Григория Паламы, настоятель Успенского храма в Александрове, протоиерей Георгий Еварестов сослужил в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Служение Литургии возглавил епископ Иероним, а перед Причащением отец Георгий произнес проповедь.Проповедь отца Георгий в Богоявленском кафедральном Соборе Москвы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
В сегодняшний воскресный день 2-ой Недели Великого Поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, дивного светильника веры на безбрежном небосводе Православия. Он жил в Византии, в 14 веке, получил прекрасное образование. Приняв монашество , подвизался на афонской горе, где научился умному деланию – исихазму, сосредоточенной уединенной молитве, ставшей основой всей его дальнейшей жизни.
Святитель Григорий писал, что Фаворский свет, который Господь явил Своим ученикам во время Преображения, не был обычным светом, но видимым проявлением Божественной энергии.
В 30-е годы XIV века появляются противники исихазма, пытающиеся возражать святителю, высмеивать его молитвенное стояние в вере. И Григорий Палама опровергает их нападки в своих богословских трудах и диспутах, обличая заблуждения оппонентов. И это начало его исповеднического пути за чистоту веры и твердого стояния в ней.
Злокозненно обвиненный в распространении смуты, святитель Григорий претерпел и тюремное заключение, и плен, и даже был отлучен от Церкви. Но упование святого на помощь Божию не было посрамлено, и Григорий Палама по решению Патриарха Исидора становится архиепископом Фессалонитским. А в 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.
Перед кончиной святителю Григорию явился великий светильник Церкви – святитель Иоанн Златоуст и позвал его в райские селения. А по кончине святого Григория его лицо озарилось Божественным светом, чему были свидетелями все жители города Фессалоники.
Такова планида исповедничества вообще – как формы служения. Это часть миссии, той миссии, о которой Христос сказал: «идите и научите все народы» (Мф. 28: 16-20). Исповедничество тоже научает «все народы». Ушедший 20 век стал еще более жестоким по отношению к исповедникам веры, мученикам и священномученикам, который явил их во множестве. Исповедничество – это не преклонение главы перед неправдой, которая стремится стать центром жизни человека.
Вначале это происходит на уровне диспута. Когда у противников веры аргументы заканчиваются, то тогда применяется сила. Но сила Божия, которую проповедовал святитель Григорий, не может быть побеждена никакой силой, ибо Господь неложно обещал, что врата ада никогда не одолеют Церковь (Мф: 16, 18).
Сейчас за исповедание православной веры не бросают в лагерь и не расстреливают. Но и сегодня в жизни христианина являются обстоятельства, когда нужно засвидетельствовать свою веру. Вспомним беспрецедентную информационную атаку на Церковь, которая началась с принесения Пояса Богородицы в Москву и продолжалась весь прошлый год. У каждого был выбор – в меру своих сил защитить Церковь перед своими близкими и знакомыми, которые – кто по злобе, а кто, быть может, по неведению, распространяли клеветнические нападки, или пройти мимо и промолчать. Христианин никогда не должен молчать, когда речь идет об издевательстве над святыней, кощунстве, святотатстве. Наш долг – говорить о недопустимости таких действий и призывать к покаянию.
Перед каждым христианином постоянно возникает ситуация выбора, когда необходимо засвидетельствовать евангельские истины и словом, и делом. Вместе с тем при такой полемике необходимо по примеру святителя Григория Паломы и молитвенно обращаясь к нему хранить внутренний мир.
Замечательный пример исповедания веры дает нам сегодняшнее евангельское чтение. Когда Господь пришел в город Капернаум и вошел в некий дом, Его со всех сторон окружал народ, и к Нему не было возможности близко подойти. И вот четверо людей принесли на носилках расслабленного – человека, который не мог ходить. Удивительная сила веры – эти люди не развернулись, чтобы пойти назад, а, напротив, разобрали кровлю и спустили носилки с расслабленным, чтобы опустить его к стопам Спасителя, и Господь отпускает грехи этому расслабленному. Велика вера друзей расслабленного, велика и его собственная вера , ибо понимает, что исцелить его может лишь один Господь.
Это еще и метафора, то есть сравнение. Этот расслабленный на носилках – наша с вами душа, которая больна грехом и связана узами. И как часто душа не хочет отзываться на чье-то горе, не хочет задумываться о том, чтобы кому-то помочь. И душу, находящуюся в параличе может исцелить лишь один Господь через дары веры, покаяния, причащения Святых Христовых Таин. Это те дары, которыми мы можем и должны пользоваться, через них душа соединяется со своим Творцом и Господом.
И в далеком 14 веке, и сегодня в веке 21 к каждому из нас обращает святитель Григорий свое слово: «Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его единаго, и никогда не забывай Его и заповедей Его; и даст Он тебе силу творить волю Его».
Дай Бог, чтобы у каждого из нас это получилось. Дай Бог, чтобы также как святитель Григорий Палама, прошедший через гонения и плен, но непоколебимо стоявший в истине, мы явили твердую веру в заступление Божие, надежду на его милосердие и исцеление нашей души, и любовь к ближним и дальним. Аминь.