Преподаватель щаповской школы выступила на окружном семинаре в рамках Рождественских чтений

2015-01-18

 

14  января в городском поселении Московский прошел окружной семинар в рамках Рождественских чтений. Предлагаем Вашему вниманию доклад преподавателя русского языка и литературы щаповской  школы Ольги Александровны Зелениной.

 

 

О духовно-нравственном воспитании школьников в традициях отечественной православной культуры

(Доклад на окружной семинар, организованный в рамках XXIIIМеждународных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».)

Зеленина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 2075 СП ШО № 4 (Щапово)

 

Первое,  что  необходимо  сделать,  приступая  к рассмотрению  вопроса о духовно-нравственном воспитании школьников –    установить  точное  значение  понятия. Несмотря на  широкую трактовку понятия  «духовно-нравственное воспитание» в  Законе  «Об  образовании»,  в своем выступлении я рассматриваю    исключительно  один аспект проблемы.  Духовно-нравственный  — значит    относящийся к  религии,  к  церкви. То есть речь пойдёт  не  о том,  как с помощью уроков русского языка  и    литературы, а также внеклассных мероприятий способствовать  вообще воспитанию нравственности  и  внедрению базовых национальных   ценностей, а  только  лишь о  духовно-нравственном воспитании  школьников  в традициях отечественной православной культуры.


  Почему именно уроки словесности?


       Да, наше время –  это  действительно время повсеместного  обращения  к Православию. Роль  Русской Православной Церкви  возрастает с каждым годом. И сегодня  учебники  литературы и  русского  языка  стали использовать  нравственно-духовный  потенциал   православной веры.   Кажется, мы  осознали   наконец   мудрость  старой  народной пословицы: «
Без  Бога ни до порога». 

 

 

      Далеко не во всех школах   введены  «Основы православной культуры»,  хотя ведь  именно этот предмет   и мог  бы   ликвидировать дефицит  необходимых  детям знаний и  стать мощным  фундаментом  духовно-нравственного  воспитания  подрастающего поколения. Нашей школе повезло: с 2006 года преподается Православная культура в виде факультатива в начальной школе и с 5 по7 классы, затем в программе появился предмет Духовное краеведение Подмосковья для обучающихся 8-9 классов, сейчас в рамках ОРКСЭ — предмет ОПК в 4 классе и, как факультатив, в 1-х и 5-х классах. Но  при отсутствии  «Основ православной культуры»,  уроки  русского языка и  литературы  становятся   местом  для   разговора  о  Боге, о нравственности,   о  душе,   жизни и смерти, бессмертии  и  совести.      

 

   
     Именно в   русском  языке и в  русской  классической литературе  нашла отражение духовная сущность  русского народа, и мы не можем  не воспользоваться   тем  богатейшим материалом, который  даёт  наша словесность  для настоящего духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


        Отправной  точкой  духовных поисков на уроках литературы становятся  слова Н.В.Гоголя: «
Выше того  не  выдумать,  что  уже есть в Евангелие».

 

Долгие годы в 20 веке среднее и высшее образование было без Библии. Но литературные произведения с библейскими мотивами были в программе всегда. 
Приобщение детей к Библии по учебным программам начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать детям глубокие знания евангельских сюжетов. Далее я приведу перечень некоторых произведений, приобщающих нас к вопросам христианства.

 

Например, в 5 классе:

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…/Противопоставление душевной красоты внешней, христианское миропонимание царевны. «Бог даёт царице дочь», «нраву которого такого…», «Засветила Богу свечку»… «И с молитвою святой…/

В.Короленко. Дети подземелья /Притча Христа о воре к главе. «Знакомство продолжается»/

А.И.Куприн. Чудесный доктор. /Рождественский праздник, милосердие и помощь страждущим/

А.П.Чехов. Ванька /Рождественские праздники. Сочувствие к униженным и обездоленным. Письмо дедушке – исповедь Богу/

 

От этих первых уроков зависит очень многое: примут ли дети Библию всем своим сердцем и душой, поверят ли, что эта книга — жизнь. Ведь детское сердце самое открытое для веры. Без этого невозможно будет дальнейшее изучение темы, без этого учащиеся не смогут осознать, почему русские писатели так часто обращались к библейским сюжетам.

 

Верить или не верить в Бога и в библейские сказания – личное дело каждого. Однако, не читая Библию, невозможно понять шедевры мировой живописи, музыки, литературы. И особенно произведений русских писателей: Пушкина и Лермонтова, Бунина и Шмелёва, Гоголя и Лескова, поэтов серебряного века …


Сейчас, по Православному календарю, Святки… Я, как православный человек, очень люблю этот праздник и, наверное, поэтому и святочные рассказы. 


Жанр этот родился в 19 веке и сразу же стал очень популярным. Читатели того времени ждали появления святочных рассказов как рождественского подарка. Почему? Потому что чудес под Рождество ждут не только дети. А в каждом святочном рассказе обязательно происходит чудесная перемена. На смену несчастьям и страданиям приходит избавление от них. А кто не мечтает об этом?


Очень важная тема святочных рассказов – тема семьи. В средней школе мы с ребятами изучаем такие произведения, как Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», 
А.И.Куприн «Чудесный доктор», Л.Андреев «Ангелочек».


Уроки по этим рассказам можно назвать уроками доброты и милосердия. Во время Святок в моём 5– ом классе я прочитала рассказ Куприна «Чудесный доктор». Впечатление было очень сильным. Во время чтения я столько увидела в детских глазах! А глаза, как известно, зеркало души. И в этих душах были и милосердие, и сочувствие, и сострадание. 


Когда чтение было закончено, заговорили все. Чаще всего звучало слово «жалко». Жалко всю семью Мерцаловых, на которую «в тот роковой год настойчиво сыпались несчастье за несчастьем»
Интересно, как семья смогла выстоять. Интересно, что дети Мерцаловых не разучились радоваться (даже чужому счастью) и не научились завидовать. В конце этого эмоционального урока ученики получили домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по этому рассказу. Возможно, кто-то из ребят обратится за помощью к родителям, и они перечитают этот рассказ вместе…


Вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой книг, опирается на её истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит её речения, притчи, легенды… 

 


Согласно программе, утверждённой Министерством образования, такие произведения изучаются в каждом классе. 
Ступень за ступенью, благодаря урокам литературы учащиеся старших классов смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в произведениях Толстого и Достоевского, Бунина и Куприна.

 

На 9 Московских областных Рождественских образовательных чтениях мы с группой ребят выступили с проектом "Жить в ладу с собой, со своей совестью" (духовно-нравственные поиски в творчестве писателей), где поставили перед собой цель — показать возможность и необходимость отдельного, тщательного и разностороннего анализа проблемы смысла жизни в творчестве русских писателей XX в., обратившись к нескольким, на наш взгляд, убедительным примерам, демонстрирующим, что данная тема всегда была в центре внимания. Объектом исследования являлось творчество Василия Макаровича Шукшина и Федора Александровича Абрамова; предметом же — поиск смысла жизни в творчестве русских писателей.

 


Для литературы всегда характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. Он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

 

Книги Ф. Абрамова, писателя, признанного еще при жизни "классиком русской литературы", многие годы были "духовными маяками" в литературном развитии и нравственном воспитании школьников.

 

Федор Абрамов понимал, что большое складывается из малого. Он был внимателен и к жизни огромной страны, и к будням обычного человека. Его волновало, какими растут дети, чему они учатся у взрослых, что возьмут с собой в завтрашний день.

 

Ребята выступили с инсценировкой рассказов «Как Нина вылечила сына от жестокости», «Лучшее лекарство» и «Секрет врачевания». Это очень короткий рассказ-притча, и хотела бы несколько слов сказать о нем.


В Болгарии живет старик — лекарь. Лечит чуть ли не по глазам. Посмотрит в глаза, определит болезнь и дает совет. 


Спрашивают старика, как он научился лекарскому искусству. Отвечает: 
— Было мне сорок лет, болел чуть ли не всеми болезнями, врачи не помогали. Стал сам все изучать, книги читал, народную, восточную медицину. 
— Ну и в чем секрет врачевания? 
— А все очень просто. Можете записать на одном ноготке. 
1.Будьте чистыми в мыслях, желаниях.
2.Будьте чистыми в поступках.
3.Будьте чистыми в пище.

 

Дети, таким образом, хорошо запоминают его заветы и понимают, что
каждый из нас может своими добрыми мыслями и поступками улучшить этот мир.

 

       Ещё  одним  аспектом  духовно-нравственного воспитания  школьников нужно считать  обращение на уроках  русского языка и литературы  к житиям святых.  
        Житийная литература – это особый жанр. Описание жизни святого,  его путь к святости может стать для школьников  первым и самым надёжным  шагом  на пути к Православию.  Жития  создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия показывают тот  высокий уровень   духовности, который является  идеалом  в Православии. 


     Русская пословица гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». Учитель-словесник имеет возможность  постоянно обращаться к  «азам», к  азбуке, а также  может и должен  использовать  материалы жития создателей  славянской письменности – святых равноапостольных братьев 
Кирилла и Мефодия,память  которых чтит  весь  славянский мир.      Что необходимо  сказать учащимся  при обращении к жизни великих Первоучителей? 

 


     Отметить, что  славянское единство – это пример  не только этнического, исторического, культурного, но и духовного единства.  Обратить внимание на  то, что азбука  Кирилла и Мефодия  стала  фундаментом, на котором выросло здание славянской культуры.  Подчеркнуть высокий духовно-нравственный потенциал  святых  братьев, их неизменное горение, служение людям. Современные школьники должны знать, что азбука, на которой основано всё  «книжное учение», создавалась  людьми святыми, праведными, которые каждым своим поступком   восславляли   Бога,  воплотили в своей жизни идеал христианской любви к людям.

 

 

На 10 Московских областных Рождественских образовательных чтениях мы с ребятами 8 класса подготовили доклад, сопровождаемый презентацией: « Православные просветители». Знания, добро и любовь несли в мир просветители: Кирилл и Мефодий, Василий Великий, Иоан Златоуст, Григорий Богослов, равноапостольный князь Владимир, преподобный Сергий Радонежский. Они были добры и сердечны, но обладая огромным мужеством и духовной силой, без колебаний и сомнений могли пойти они на смерть за свои идеи, вот почему не только их слова, но и сами их судьбы, их жизненный подвиг становились уроком, примером служения Вере и людям. 

 


Особо следует  выделить  те    произведения, которые рассказывают  о русских святых,  покровительствующих семье.
        С   тех пор, как  в  наших  школах  повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых,  Дня  святого  Валентина,  необходимо  напоминать детям  о  том,  что в  России незаслуженно  забыты  святые,  покровительствующие семье.


       А    между  тем,  русские святые Пётр и Феврония  Муромские, блаженная  Ксения Петербургская,   Царская Семья  Николая и Александры Романовых  —  вот пример  для  подражания молодёжи.   В результате обращения  к житиям святых  будут   усвоены   такие христианские  ценности,  как Семья, Верность, Любовь  к Богу  и    ближнему.


Как завершающий аккорд Года семьи я давала открытый урок, посвященный святым покровителям семьи. Прежде всего, это, конечно, святые Петр и Феврония Муромские, а также преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской, и Царственные страстотерпцы.

 

Я, конечно, испытывала некоторое волнение: поймут ли дети подвиги этих святых? Осознают ли, какую роль они играют в повседневной жизни каждого из нас? Однако все сомнения рассеялись, когда начался урок. Дети проявили неподдельный интерес и почувствовали, что обсуждаемая тема касается каждого из нас.

 

В ходе урока ребятам (это были ученики 6 класса) было предложено поразмыслить над тем, что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня. Привожу некоторые из ответов.

 

«Думаю то, что они такие же люди, как и все. Они могли бы жить не только в Древней Руси, но и в XVIIIвеке, и в наши дни».

«Нас привлекает в героях то, что мы можем приблизиться к ним духовно. Мы можем стараться стать такими же, как они, и, возможно, нам это удастся, потому что Петр и Феврония не волшебники, а простые люди».

«Петр и Феврония — сначала чужие друг другу люди, а потом — любящие супруги. Это говорит о том, что человеку_свойственно меняться, признавать свои ошибки».

 

В школьной среде задача духовно-нравственного воспитания детей осуществляется во многом через внеклассную и кружковую работу.

 

За прошедшие несколько учебных лет совместно с настоятелем Успенского храма поселения Щаповское протоиреем Георгием Еварестовым было проведено множество внеклассных мероприятий: поездка в Радонеж, Хотьково, Троице-Сергиеву Лавру, на кинофестиваль духовно-нравственных фильмов «Лучезарный ангел; экскурсию по монастырям Серпухова, ребята и учителя побывали в Новом Иерусалиме, посетили Свято-Данилов монастырь в Москве, а также храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где покоятся мощи великих воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

 

Ребята принимали участие в конкурсе детского рисунка «Мой небесный покровитель». Об этом вышел телесюжет на канале ТВЦ. Ребята участвовали в лыжных стартах, проходивших на территории храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово в феврале 2008, по итогам которого юные щаповцы заняли первые места в ряде номинаций.

 

В течение двух лет старшеклассники являлись участниками Всероссийского военно-исторического сбора «Не меркнет слава поля Куликова», который имеет православные корни и воспитывает патриотизм и чувство гордости за Отечество.

 

К праздникам Рождества Христова и Пасхи дети создают поделки, разучивают стихи и песни, готовят спектакли.

 

Также мы активно принимаем участие в православных олимпиадах, организованных Свято-Тихоновским институтом, окружных и всероссийских творческих конкурсах таких как «Под рождественской звездой», «Пасхальная радость» (конкурс чтецов), конкурсах рисунков.

 

В рамках нашего сотрудничества с храмом отец Георгий регулярно проводит беседы со старшеклассниками на самые разные темы – нравственные, церковно-исторические, антисектантские и многие другие, что способствует духовно-нравственному развитию.

 

Итак,  можно сделать некоторые выводы:
задачи духовно-нравственного воспитания  учащихся  необходимо осуществлять через уроки русского  языка  и  литературы, через изучение духовного опыта поэтов и писателей: от Пушкина до  современных поэтов и писателей,  ибо русская  литература прямо  связана с  духовной традицией;
поэты и писатели России обращались к Библии в поисках идеального духовного образа, но находили не только этот идеальный образ – находили Бога и ответы на «вечные вопросы» бытия;

 

использование   на  уроках духовной поэзии,   информации о православных праздниках  также  будет способствовать духовно-нравственному  воспитанию школьников. И, конечно, внеклассные мероприятия: паломнические поездки, Рождественские и Пасхальные сказки, поставленные совместно с родителями, участие в различных православных олимпиадах, конкурсах и проектах развивают    духовно-нравственный потенциал школьников.

 

   Из  россыпи  блистательных  поэтических строк Николая Гумилёва   извлекаю строки,  которыми  хочется завершить   свои размышления:

 


Есть Бог, есть мир,  они  живут вовек,
А  жизнь  людей —  мгновенна и убога.
Но всё в себя  вмещает   человек,
Который любит мир и  верит в Бога…(Н.Гумилёв)


Рубрики: ,

Мы к Богу взор свой обратили.
По-христиански жить решили.
Детишек в храмы повели,
Чтоб благодать там обрели.
Решили грамоте учить:
Без Православия как быть?
На радость новость разнеслась —
При храме школа создалась!

Сначала мало было нас —
Всего один учебный класс.
Пока детишки в нем трудились,
Родители между собой сдружились.
И младших в школу привели.
Как быстро все они росли!
Пытались старшим подражать:
Побольше доброго узнать.

Мы в школе очень дружно жили.
На кухне пили чай, шутили.
Все праздники справляли вместе.
Общались безо всякой лести.
Детей все больше приходило.
И в старом зданье тесно было.
Чтобы доступной школа стала,
Священник покорпел немало!

И вот его благим стараньем
Для школы выстроилось зданье:
Побольше классов, зал со сценой,
Столовой необыкновенной.
Как дом родной, нам школа стала.
Забот для всех у нас хватало:
Концерты, сказки, представленья….
Все подвязались без смущенья.

В поездках много познавали,
Почти паломниками стали.
Родителям нашлись занятья:
Кто пел, кто шил для сказок платья.
Занятий больше появилось,
Детей все больше здесь училось.
А летом вместе отдыхали.
Мы отдых лагерем назвали.

А в музыкальном отделенье:
Игра на фортепьяно, пенье,
Сольфеджио, и хор поет,
Экзамены два раза в год.
Ирина учит терпеливо,
Со всеми улыбаясь мило.
Английский Аллочка ведет,
Елена рисовать зовет.

Еще есть бисероплетенье,
Хореографии ученье,
Кулинарию проходили.
Чему здесь только не учили!!!
Мы даже клиросом попели.
Нас обучала в трудном деле
Галина, Божия раба.
(Чуть не свели ее с ума!)

Все дружно школу убирали.
Детей к порядку приучали.
Илона наша заводная
Трудилась, рук не покладая.
«Для творчества пределов нет! —
Всегда готов ее ответ. —
Кто любит спорт, кто рисовать,
А я с детьми люблю играть!»

Георгий, батюшка наш славный,
Во всем наставник самый главный.
Ко всем терпимый, добрый он.
Мы шлем ему земной поклон!
Дай Бог Вам процветать и дальше!
Учить детей расти без фальши.
Здоровья, помощи с небес!
Ведь для людей Христос Воскрес!!!

×

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

 

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

 

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

 

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

 

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

 

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

 

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

 

Ольга Ашихмина

×

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

 

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год , когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

 

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

 

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

 

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

 

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой , духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

 

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

 

Светлана Канина

×

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

 

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

 

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

 

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

 

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

 

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

 

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

 

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

 

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

 

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

 

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

 

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

 

Марина Холмуродова, Кленово

×