Главная » вести » Преподаватель щаповской школы выступила на окружном семинаре в рамках Рождественских чтений

Преподаватель щаповской школы выступила на окружном семинаре в рамках Рождественских чтений

 

14  января в городском поселении Московский прошел окружной семинар в рамках Рождественских чтений. Предлагаем Вашему вниманию доклад преподавателя русского языка и литературы щаповской  школы Ольги Александровны Зелениной.

 

 

О духовно-нравственном воспитании школьников в традициях отечественной православной культуры

(Доклад на окружной семинар, организованный в рамках XXIIIМеждународных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».)

Зеленина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 2075 СП ШО № 4 (Щапово)

 

Первое,  что  необходимо  сделать,  приступая  к рассмотрению  вопроса о духовно-нравственном воспитании школьников –    установить  точное  значение  понятия. Несмотря на  широкую трактовку понятия  «духовно-нравственное воспитание» в  Законе  «Об  образовании»,  в своем выступлении я рассматриваю    исключительно  один аспект проблемы.  Духовно-нравственный  — значит    относящийся к  религии,  к  церкви. То есть речь пойдёт  не  о том,  как с помощью уроков русского языка  и    литературы, а также внеклассных мероприятий способствовать  вообще воспитанию нравственности  и  внедрению базовых национальных   ценностей, а  только  лишь о  духовно-нравственном воспитании  школьников  в традициях отечественной православной культуры.


  Почему именно уроки словесности?


       Да, наше время –  это  действительно время повсеместного  обращения  к Православию. Роль  Русской Православной Церкви  возрастает с каждым годом. И сегодня  учебники  литературы и  русского  языка  стали использовать  нравственно-духовный  потенциал   православной веры.   Кажется, мы  осознали   наконец   мудрость  старой  народной пословицы: «
Без  Бога ни до порога». 

 

 

      Далеко не во всех школах   введены  «Основы православной культуры»,  хотя ведь  именно этот предмет   и мог  бы   ликвидировать дефицит  необходимых  детям знаний и  стать мощным  фундаментом  духовно-нравственного  воспитания  подрастающего поколения. Нашей школе повезло: с 2006 года преподается Православная культура в виде факультатива в начальной школе и с 5 по7 классы, затем в программе появился предмет Духовное краеведение Подмосковья для обучающихся 8-9 классов, сейчас в рамках ОРКСЭ — предмет ОПК в 4 классе и, как факультатив, в 1-х и 5-х классах. Но  при отсутствии  «Основ православной культуры»,  уроки  русского языка и  литературы  становятся   местом  для   разговора  о  Боге, о нравственности,   о  душе,   жизни и смерти, бессмертии  и  совести.      

 

   
     Именно в   русском  языке и в  русской  классической литературе  нашла отражение духовная сущность  русского народа, и мы не можем  не воспользоваться   тем  богатейшим материалом, который  даёт  наша словесность  для настоящего духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


        Отправной  точкой  духовных поисков на уроках литературы становятся  слова Н.В.Гоголя: «
Выше того  не  выдумать,  что  уже есть в Евангелие».

 

Долгие годы в 20 веке среднее и высшее образование было без Библии. Но литературные произведения с библейскими мотивами были в программе всегда. 
Приобщение детей к Библии по учебным программам начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать детям глубокие знания евангельских сюжетов. Далее я приведу перечень некоторых произведений, приобщающих нас к вопросам христианства.

 

Например, в 5 классе:

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…/Противопоставление душевной красоты внешней, христианское миропонимание царевны. «Бог даёт царице дочь», «нраву которого такого…», «Засветила Богу свечку»… «И с молитвою святой…/

В.Короленко. Дети подземелья /Притча Христа о воре к главе. «Знакомство продолжается»/

А.И.Куприн. Чудесный доктор. /Рождественский праздник, милосердие и помощь страждущим/

А.П.Чехов. Ванька /Рождественские праздники. Сочувствие к униженным и обездоленным. Письмо дедушке – исповедь Богу/

 

От этих первых уроков зависит очень многое: примут ли дети Библию всем своим сердцем и душой, поверят ли, что эта книга — жизнь. Ведь детское сердце самое открытое для веры. Без этого невозможно будет дальнейшее изучение темы, без этого учащиеся не смогут осознать, почему русские писатели так часто обращались к библейским сюжетам.

 

Верить или не верить в Бога и в библейские сказания – личное дело каждого. Однако, не читая Библию, невозможно понять шедевры мировой живописи, музыки, литературы. И особенно произведений русских писателей: Пушкина и Лермонтова, Бунина и Шмелёва, Гоголя и Лескова, поэтов серебряного века …


Сейчас, по Православному календарю, Святки… Я, как православный человек, очень люблю этот праздник и, наверное, поэтому и святочные рассказы. 


Жанр этот родился в 19 веке и сразу же стал очень популярным. Читатели того времени ждали появления святочных рассказов как рождественского подарка. Почему? Потому что чудес под Рождество ждут не только дети. А в каждом святочном рассказе обязательно происходит чудесная перемена. На смену несчастьям и страданиям приходит избавление от них. А кто не мечтает об этом?


Очень важная тема святочных рассказов – тема семьи. В средней школе мы с ребятами изучаем такие произведения, как Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», 
А.И.Куприн «Чудесный доктор», Л.Андреев «Ангелочек».


Уроки по этим рассказам можно назвать уроками доброты и милосердия. Во время Святок в моём 5– ом классе я прочитала рассказ Куприна «Чудесный доктор». Впечатление было очень сильным. Во время чтения я столько увидела в детских глазах! А глаза, как известно, зеркало души. И в этих душах были и милосердие, и сочувствие, и сострадание. 


Когда чтение было закончено, заговорили все. Чаще всего звучало слово «жалко». Жалко всю семью Мерцаловых, на которую «в тот роковой год настойчиво сыпались несчастье за несчастьем»
Интересно, как семья смогла выстоять. Интересно, что дети Мерцаловых не разучились радоваться (даже чужому счастью) и не научились завидовать. В конце этого эмоционального урока ученики получили домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по этому рассказу. Возможно, кто-то из ребят обратится за помощью к родителям, и они перечитают этот рассказ вместе…


Вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой книг, опирается на её истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит её речения, притчи, легенды… 

 


Согласно программе, утверждённой Министерством образования, такие произведения изучаются в каждом классе. 
Ступень за ступенью, благодаря урокам литературы учащиеся старших классов смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в произведениях Толстого и Достоевского, Бунина и Куприна.

 

На 9 Московских областных Рождественских образовательных чтениях мы с группой ребят выступили с проектом "Жить в ладу с собой, со своей совестью" (духовно-нравственные поиски в творчестве писателей), где поставили перед собой цель — показать возможность и необходимость отдельного, тщательного и разностороннего анализа проблемы смысла жизни в творчестве русских писателей XX в., обратившись к нескольким, на наш взгляд, убедительным примерам, демонстрирующим, что данная тема всегда была в центре внимания. Объектом исследования являлось творчество Василия Макаровича Шукшина и Федора Александровича Абрамова; предметом же — поиск смысла жизни в творчестве русских писателей.

 


Для литературы всегда характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. Он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

 

Книги Ф. Абрамова, писателя, признанного еще при жизни "классиком русской литературы", многие годы были "духовными маяками" в литературном развитии и нравственном воспитании школьников.

 

Федор Абрамов понимал, что большое складывается из малого. Он был внимателен и к жизни огромной страны, и к будням обычного человека. Его волновало, какими растут дети, чему они учатся у взрослых, что возьмут с собой в завтрашний день.

 

Ребята выступили с инсценировкой рассказов «Как Нина вылечила сына от жестокости», «Лучшее лекарство» и «Секрет врачевания». Это очень короткий рассказ-притча, и хотела бы несколько слов сказать о нем.


В Болгарии живет старик — лекарь. Лечит чуть ли не по глазам. Посмотрит в глаза, определит болезнь и дает совет. 


Спрашивают старика, как он научился лекарскому искусству. Отвечает: 
— Было мне сорок лет, болел чуть ли не всеми болезнями, врачи не помогали. Стал сам все изучать, книги читал, народную, восточную медицину. 
— Ну и в чем секрет врачевания? 
— А все очень просто. Можете записать на одном ноготке. 
1.Будьте чистыми в мыслях, желаниях.
2.Будьте чистыми в поступках.
3.Будьте чистыми в пище.

 

Дети, таким образом, хорошо запоминают его заветы и понимают, что
каждый из нас может своими добрыми мыслями и поступками улучшить этот мир.

 

       Ещё  одним  аспектом  духовно-нравственного воспитания  школьников нужно считать  обращение на уроках  русского языка и литературы  к житиям святых.  
        Житийная литература – это особый жанр. Описание жизни святого,  его путь к святости может стать для школьников  первым и самым надёжным  шагом  на пути к Православию.  Жития  создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия показывают тот  высокий уровень   духовности, который является  идеалом  в Православии. 


     Русская пословица гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». Учитель-словесник имеет возможность  постоянно обращаться к  «азам», к  азбуке, а также  может и должен  использовать  материалы жития создателей  славянской письменности – святых равноапостольных братьев 
Кирилла и Мефодия,память  которых чтит  весь  славянский мир.      Что необходимо  сказать учащимся  при обращении к жизни великих Первоучителей? 

 


     Отметить, что  славянское единство – это пример  не только этнического, исторического, культурного, но и духовного единства.  Обратить внимание на  то, что азбука  Кирилла и Мефодия  стала  фундаментом, на котором выросло здание славянской культуры.  Подчеркнуть высокий духовно-нравственный потенциал  святых  братьев, их неизменное горение, служение людям. Современные школьники должны знать, что азбука, на которой основано всё  «книжное учение», создавалась  людьми святыми, праведными, которые каждым своим поступком   восславляли   Бога,  воплотили в своей жизни идеал христианской любви к людям.

 

 

На 10 Московских областных Рождественских образовательных чтениях мы с ребятами 8 класса подготовили доклад, сопровождаемый презентацией: « Православные просветители». Знания, добро и любовь несли в мир просветители: Кирилл и Мефодий, Василий Великий, Иоан Златоуст, Григорий Богослов, равноапостольный князь Владимир, преподобный Сергий Радонежский. Они были добры и сердечны, но обладая огромным мужеством и духовной силой, без колебаний и сомнений могли пойти они на смерть за свои идеи, вот почему не только их слова, но и сами их судьбы, их жизненный подвиг становились уроком, примером служения Вере и людям. 

 


Особо следует  выделить  те    произведения, которые рассказывают  о русских святых,  покровительствующих семье.
        С   тех пор, как  в  наших  школах  повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых,  Дня  святого  Валентина,  необходимо  напоминать детям  о  том,  что в  России незаслуженно  забыты  святые,  покровительствующие семье.


       А    между  тем,  русские святые Пётр и Феврония  Муромские, блаженная  Ксения Петербургская,   Царская Семья  Николая и Александры Романовых  —  вот пример  для  подражания молодёжи.   В результате обращения  к житиям святых  будут   усвоены   такие христианские  ценности,  как Семья, Верность, Любовь  к Богу  и    ближнему.


Как завершающий аккорд Года семьи я давала открытый урок, посвященный святым покровителям семьи. Прежде всего, это, конечно, святые Петр и Феврония Муромские, а также преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской, и Царственные страстотерпцы.

 

Я, конечно, испытывала некоторое волнение: поймут ли дети подвиги этих святых? Осознают ли, какую роль они играют в повседневной жизни каждого из нас? Однако все сомнения рассеялись, когда начался урок. Дети проявили неподдельный интерес и почувствовали, что обсуждаемая тема касается каждого из нас.

 

В ходе урока ребятам (это были ученики 6 класса) было предложено поразмыслить над тем, что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня. Привожу некоторые из ответов.

 

«Думаю то, что они такие же люди, как и все. Они могли бы жить не только в Древней Руси, но и в XVIIIвеке, и в наши дни».

«Нас привлекает в героях то, что мы можем приблизиться к ним духовно. Мы можем стараться стать такими же, как они, и, возможно, нам это удастся, потому что Петр и Феврония не волшебники, а простые люди».

«Петр и Феврония — сначала чужие друг другу люди, а потом — любящие супруги. Это говорит о том, что человеку_свойственно меняться, признавать свои ошибки».

 

В школьной среде задача духовно-нравственного воспитания детей осуществляется во многом через внеклассную и кружковую работу.

 

За прошедшие несколько учебных лет совместно с настоятелем Успенского храма поселения Щаповское протоиреем Георгием Еварестовым было проведено множество внеклассных мероприятий: поездка в Радонеж, Хотьково, Троице-Сергиеву Лавру, на кинофестиваль духовно-нравственных фильмов «Лучезарный ангел; экскурсию по монастырям Серпухова, ребята и учителя побывали в Новом Иерусалиме, посетили Свято-Данилов монастырь в Москве, а также храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где покоятся мощи великих воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

 

Ребята принимали участие в конкурсе детского рисунка «Мой небесный покровитель». Об этом вышел телесюжет на канале ТВЦ. Ребята участвовали в лыжных стартах, проходивших на территории храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово в феврале 2008, по итогам которого юные щаповцы заняли первые места в ряде номинаций.

 

В течение двух лет старшеклассники являлись участниками Всероссийского военно-исторического сбора «Не меркнет слава поля Куликова», который имеет православные корни и воспитывает патриотизм и чувство гордости за Отечество.

 

К праздникам Рождества Христова и Пасхи дети создают поделки, разучивают стихи и песни, готовят спектакли.

 

Также мы активно принимаем участие в православных олимпиадах, организованных Свято-Тихоновским институтом, окружных и всероссийских творческих конкурсах таких как «Под рождественской звездой», «Пасхальная радость» (конкурс чтецов), конкурсах рисунков.

 

В рамках нашего сотрудничества с храмом отец Георгий регулярно проводит беседы со старшеклассниками на самые разные темы – нравственные, церковно-исторические, антисектантские и многие другие, что способствует духовно-нравственному развитию.

 

Итак,  можно сделать некоторые выводы:
задачи духовно-нравственного воспитания  учащихся  необходимо осуществлять через уроки русского  языка  и  литературы, через изучение духовного опыта поэтов и писателей: от Пушкина до  современных поэтов и писателей,  ибо русская  литература прямо  связана с  духовной традицией;
поэты и писатели России обращались к Библии в поисках идеального духовного образа, но находили не только этот идеальный образ – находили Бога и ответы на «вечные вопросы» бытия;

 

использование   на  уроках духовной поэзии,   информации о православных праздниках  также  будет способствовать духовно-нравственному  воспитанию школьников. И, конечно, внеклассные мероприятия: паломнические поездки, Рождественские и Пасхальные сказки, поставленные совместно с родителями, участие в различных православных олимпиадах, конкурсах и проектах развивают    духовно-нравственный потенциал школьников.

 

   Из  россыпи  блистательных  поэтических строк Николая Гумилёва   извлекаю строки,  которыми  хочется завершить   свои размышления:

 


Есть Бог, есть мир,  они  живут вовек,
А  жизнь  людей —  мгновенна и убога.
Но всё в себя  вмещает   человек,
Который любит мир и  верит в Бога…(Н.Гумилёв)


Рубрики: ,